line decor
  О кафедре/Концепция обучения студентов   
line decor

 
 
КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Преподавание на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ведётся в соответствии с классической традицией обучения студентов в России. Процесс обучения включает несколько форм обучения:

— лекции;

— самоподготовка;

— практические занятия;

— написание реферативной работы;

— диагностикумы;

— экзамен.

Лекция — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме, вопросу и т.д. Лекция относится к словесным методам обучения. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Материал лекции закрепляется при самоподготовке, на практических занятиях и диагностикумах.

Самоподготовка — организационная форма учебной деятельности, при которой изучение теоретических и практических вопросов осуществляется студентами в свободное от основных занятий время. Самоподготовка может быть разделена на аудиторную (занятия в учебных кабинетах под контролем преподавателя или лаборанта) и внеаудиторную (подготовка домашних заданий). Навыки самостоятельной работы студенты приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ.

Практические занятия построены по семинарской форме обучения, при которой студенты примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на группы, работающие по единому годовому плану и программе. Практические занятие, как правило, по одному предмету и теме, является основной единицей обучения. Практическое занятие основная форма организации учебно-воспитательной работы — законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Учебники, как правило, применяются для домашней работы. Работой студента на занятии руководит преподаватель, он же оценивает результаты работы по своему предмету, уровень знаний каждого студента, принимает решение о допуске студента к сдаче зачёта и экзамена.

Общая схема практического занятия сводится к следующим моментам:

— организационный момент — проверка посещаемости, объявление темы занятия, его цели и задач, которые следует решить;

— проверка исходного уровня знаний студентов;

— обсуждение нового материала — обсуждение основных теоретических вопросов по теме занятия; приобретение практических навыков — чтение гистологических препаратов, изучение электронограмм;

— закрепление полученной информации и оценка уровня понимания изученной темы — осуществляется путём компьютерного тестирования состоящего из теоретических вопросов, фотографий гистологических структур, электронограмм, схем и рисунков.

— подведение итогов занятия с обязательным разбором результатов тестирования;

— задание для самостоятельной работы студентов.

— окончание занятия, приведение в порядок рабочих мест.

Практические занятия объединяются в тематические группы — циклы, по окончании которых производится промежуточный контроль знаний — диагностикум.

Написание реферативной работы является одним из методов самостоятельной работы студентов. Целью метода является обучение студента работе с различными источниками информации по освещаемому вопросу. В ходе написания реферативной работы студент получает навыки поиска, анализа и структурирования информации. Осваивает структуру исследовательской деятельности, принципы написания реферата и правила оформления списка научных работ. Подробное изучение отдельно взятых аспектов гистологических знаний расширяет и углубляет представления о предмете.

Диагностикум — промежуточный контроль знаний студентов. Цель диагностикума — закрепление и углубление полученных знаний путём самоподготовки к контрольному занятию. Вместе с тем, выявление уровня знаний студентов по пройденным темам, определение понимания и умения применять полученные знания на практике (чтение гистологических препаратов). Во время диагностикума используется несколько способов выявления знаний и умений студента: опрос по теоретическим вопросам, электронограммам, схемам и рисункам, тестирование, определение навыков чтения гистологических препаратов и прочее.

Экзамен — метод оценки знаний студентов и квалификации преподавателя. Основной целью экзамена является выявление уровня знаний студента, полученного в течение курса обучения.

Что нужно знать студенту, изучившему курс гистологии с цитологией и эмбриологией:

— правила работы с биологическим микроскопом;

— технику микроскопирования гистологических препаратов;

— определения, классификации, строение и функции структур изучаемых в рамках предмета гистологии.

Что нужно уметь студенту, изучившему курс гистологии с цитологией и эмбриологией:

— работать с биологичиским микроскопом;

— читать с помощью микроскопа гистологические препараты;

— подсчитывать лейкоцитарную формулу крови и соотносить её с нормальными показателями;

— определять на электоронограммах клетки и неклеточные структуры тканей и органов, клеточных ядер, органелл.

Полученные знания необходимы, чтобы понять принципы функционирования различных органов и систем, а также всего организма, в целом. Знание гистологии открывает понимание источников возникновения многих заболеваний (этиология), их течение (патогенез). Создаёт базу для понимания механизмов воздействия лекарственных средств на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях, что является необходимым условием рационального лечения болезней.

 

 

О КАФЕДРЕ:

СОТРУДНИКИ

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

ПАМЯТНИК БАБУХИНУ

О МОГИЛЕ БАБУХИНА

 

ПОДДЕРЖКА:
ЗАО "РЕТИНОИДЫ"